МОДА БОЛЬШЕ НЕ МОЖЕТ ИГНОРИРОВАТЬ ЭКО-ПОВЕСТКУ

МОДА БОЛЬШЕ НЕ МОЖЕТ ИГНОРИРОВАТЬ ЭКО-ПОВЕСТКУ

МОДА БОЛЬШЕ НЕ МОЖЕТ ИГНОРИРОВАТЬ ЭКО-ПОВЕСТКУ

В 2019 году на политическом уровне были приняты первые серьезные решения, связанные с sustainable fashion (осознанной модой). ООН создала альянс по этичной моде, призванный стимулировать страны-участницы к сокращению негативного влияния модной индустрии на социальном, экономическом и экологическом уровне.

Во Франции принят запрет на уничтожение нераспроданных продуктов моды. Закон вступит в полную силу к 2023 году, и модные бренды будут обязаны жертвовать, повторно использовать или перерабатывать остатки коллекций. На саммите G7 исполнительный директор Kering Франсуа-Анри Пино подписал новый пакт о моде президента Макрона, направленный на снижение воздействия модной индустрии на окружающую среду.

У потребителей во всем мире медленно, но растет спрос на новые бизнес-модели, решающие проблемы чрезмерного потребления модных товаров: аренду и resell (повторную продажу).

Крупные мировые fashion e-commerce площадки, такие как Asos и Farfetch, начинают расширять sustainable-предложения и вводят поисковые фильтры для вещей из переработанных материалов. Финская марка Carlings создает первую в мире цифровую коллекцию одежды, и в ситуации, когда мы не меньше половины своего времени проводим в digital-среде, это кажется самым ярким и жизнеспособным бизнес-решением на сегодняшний день.

 

Ольга Гурова, социолог моды, доцент Ольборгского университета (Дания):

 

В Европе эко-инициативы возникают на уровне ЕС и дальше спускаются на уровень отдельных государств. Сама идея, которая стоит за этими инициативами, – переход к циркулярной экономике, экономике замкнутого цикла. Экономическая модель должна измениться – с линейной на циклическую. Поэтому гиганты вроде Kering будут обязаны перестраивать бизнес – эти инициативы станут частью законодательства.

 

Бренды, вероятно, могут регулировать производство и дистрибуцию так, чтобы продавать только то, что нужно потребителю – но как это повлияет на символическую сторону моды? Не убьет ли это креативную составляющую? Если мода избавится от перепроизводства, она рискует стать абсолютно утилитарной, лишиться эксперимента. Возникает противоречие.

Что такое эко-ответственность по отношению к индустрии моды? Это новый способ организации промышленности, новая экономическая модель – но ведь мода это что-то еще. Если AI, искусственный интеллект, способен предсказать спрос и предложить модели одежды, которые будут пользоваться успехом, какова будет роль дизайнеров?

 

Мне кажется, что в будущем sustainability в моде станет рутиной – процесс запущен, этого не избежать. В моде появилось понятие мусора, отходов – и теперь отходы – неотъемлемая часть моды. Прежде люкс не мог даже заговорить на тему эко-ответственности – а теперь это важнейшая тема.

 

Что касается игроков индустрии, за которыми интересно следить, я слежу за тем, что делает Датский институт моды, который теперь называется Global Fashion Agenda, – он объединяет крупных игроков индустрии, включая даже Kering. GFA – передовики для большого бизнеса в сфере моды, флагман sustainability. Они публикуют новости в рамках этой повестки дня, рассказывают о кейсах брендов и их действиях в сфере sustainability, проводят саммит. Они выпустили тулбоксы с конкретными шагами для того, чтобы быть более sustainable – как создать более экологичную коллекцию, как ее продать и какие шаги можно предпринять для ресайклинга. Любые бренды – от самых маленьких до крупных – могут найти что-то полезное для себя. Мне кажется, это все важные инструменты, которые использует Danish Fashion Agenda: объединиться, создать резолюцию или дорожную карту и ей следовать – нарисовать картинку будущего и к ней стремиться. То, что делают GFA во многом похоже на то, что делает Beinopen – это попытка сконцентрировать вокруг себя игроков рынка, сформулировать повестку дня. И возможно дать некоторые советы и инструменты о том, как планируемого будущего достигнуть.

 

Светлана Бекасова, создательница реселл-проекта «Пиф Паф Supershop: 

 

Любопытно наблюдать, как стремительно меняется рынок. Последний год очень показателен. Меняется культура потребления – меньше стали покупать товаров, но больше инвестировать в нематериальные ценности – свободные деньги люди охотнее тратят на образование, духовное/физическое здоровье и путешествия. Какая-нибудь коуч сессия, онлайн-курсы, йога-тур на выходные за 50 тыс – это пожалуйста, без трендового платья можно обойтись и поносить еще прошлогоднее. Многие наши знакомые (комитенты в том числе) передовые модники говорят о простоте, минимализме, приносят нам свои вычурные гардеробы, а сами ходят в Uniqlo, оставляя себе пару статусных аксессуаров в виде часов или дорогой сумки. Возможно, грядет новая мода – демонстрация пренебрежительного отношения к лейблам.

Шубы из натурального меха и сумки за полмиллиона – это уже неприлично в Европе и пока еще ок в России, но процесс идет, мы видим в обществе все больше сознательных людей и все меньше состоятельных людей, зараженных вещизмом.

Если бренд по-настоящему заботится о том, как все делается, производится, рекламируется и распространяется, то его ценность будет расти. Но пока мало компаний действительно прилагают усилия в этом направлении, потому что это отвлекает от быстрой прибыли. И существует эксплуатация темы осознанности. Но сколько бы ты ни прикидывался осознанным, рано или поздно нечистоплотность выходит наружу, и вмиг проект теряет доверие аудитории.

Мадлена Мирсалимова, product & marketing manager east, представительство EССO EMEA B.V. в России:

Во всем мире потребление воды при производстве вещей из кожи составляет 400 миллиардов литров в год. И мы задумались, как можно и можно ли обрабатывать кожу, не используя воду. Так у ECCO появилась энергосберегающая технология дубления кожи – DriTan. Она дает возможность при дублении использовать влагу, уже присутствующую в шкурах. Дубильные вещества сохраняют натуральные коллагены кожи без использования добавленной воды. DriTan экономит 20 литров воды на шкуру, что эквивалентно 25 миллионам литров воды в год. Мы получили несколько профессиональных наград за эту технологию. На настоящий момент часть коллекции мы производим с использованием этой технологии, а в дальнейшем планируем производить коллекцию целиком, используя только ее.

Оля Глаголева, основательница эко-бренда Go Authentic:

Мода является первой визуальной реакцией общества на очевидные социальные изменения. Поэтому будет странно говорить, что мода не станет экологичнее, в условиях экологического кризиса. Но кризис – это и крах, и возможности. И тут уж кто что выбирает. Я выбираю возможности. Где они? В молниеносно растущем рынке вторичной одежды, тут и архивы, и апсайклинг, и стиль. Теперь самым модным становится не тот, кто больше всех потратил денег, а тот, кто, как говорит моя мама, «самый выразительный при скудности средств».

Переработка вторсырья становится вторым огромным рынком, в котором игроки модной индустрии уже освоились, как рыбы в воде. Перерабатывают всё – и пластик, и текстиль, и биошлак. Уже сейчас новые материалы из лабораторий за полгода перекочёвывают на полки магазинов. Сегодня нам странно носить цветовики (от ред. куртки бренда Pangaia с наполнителем растительного происхождения) вместо пуховиков, а лет через 5 нам будет странно, что мы выращивали хлопок для создания текстиля. Экологичным становится всё, и деньги (в том числе индустрии моды) стремительно текут в циклические производственные процессы. Это ещё раз доказывает, что человеческий гений велик!

 

Ивановский бизнесъ

Главный редактор журнала Ивановский Бизнес