Публичная оферта в онлайн-бизнесе

Публичная оферта в онлайн-бизнесе

Размещая публичные оферты на своих сайтах, предприниматели нередко допускают ошибки, из-за которых клиенты могут потребовать возврата денег или беспрепятственно скопировать онлайн-продукт. О том, как правильно составить оферту и обезопасить себя, рассказывает управляющий партнер юридической компании LegalLab Ольга Яшукова.

В прошлом году из-за пандемии мы много работали с онлайн-бизнесом, особенно с онлайн-школами: готовили оферты для сайтов, разрабатывали шаблоны договоров с экспертами и другие документы.

Обобщая накопленный опыт, хочу рассказать, почему оферта на сайте важна, и поделиться несколькими типичными ошибками и их последствиями.

Оферта на сайте — это условия договора, которые определяют отношения между владельцем онлайн-школы и приобретателем обучающего курса.

В большинстве случаев на такие отношения распространяется Закон РФ «О защите прав потребителей». Этот закон защищает в основном потребителей, то есть в нашем примере — приобретателей курсов. Это значит, что владелец онлайн-продукта априори в невыгодной позиции, и изменить это можно, только подробно и правильно составив оферту.

Чаще всего проблемы у наших клиентов из онлайн-сферы возникали из-за того, что клиенты (покупатели) онлайн-продукта:

  • были недовольны содержанием, качеством, своими результатами после прохождения курса;
  • требовали вернуть деньги, так как передумали проходить курс;
  • копировали курс и делились с другими пользователями.

Основные ошибки в оферте, которые приводили к этим проблемам:

  • не прописан момент, когда договор считается заключенным;
  • не прописан вопрос о качестве онлайн-продукта;
  • не прописаны случаи и порядок возврата денег за курс;
  • нет ответственности за копирование онлайн-продукта.

Как содержание оферты может помочь в этих ситуациях?

Четко определяем, с какого момента договор с приобретателем курса считается заключенным, и прописываем его в оферте

Именно с этого момента у владельца онлайн-школы и приобретателя курса возникают обязанности друг перед другом и ответственность за их невыполнение.

Чаще всего таким моментом делают факт оплаты.

Но иногда нужно сформулировать другим способом, например, когда есть бесплатный тестовый период. В таком случае, если оставить стандартную формулировку про заключение договора с момента оплаты, получим ситуацию, когда пользователь в течение бесплатного периода имеет доступ к курсу, но ответственности за его копирование у него нет. Плюс к этому он не обязан оплачивать курс после окончания бесплатного периода (для тех, кто автоматом списывает деньги с карты приобретателя это важно).

Включаем раздел, описывающий качество продукта

Описываем критерии качества в привязке к фактам, которые можно проверить. Например, вебинар проведен в назначенное время и срок, отсутствовали технические проблемы при трансляции на стороне онлайн-школы и так далее.

Добавляем условие о том, что приобретатель курса должен выполнять все упражнения или задания спикера.

Добавляем условия, при которых онлайн-продукт не может считаться некачественным.

Четко прописываем момент, когда услуга считается оказанной

Например, в момент скачивания онлайн-курса или в дату проведения вебинара.

Полезно указать, что отсутствие претензий в течение определенного количества дней означает, что приобретатель курса им доволен.

Подробно прописываем случаи и порядок возврата денег за курс до и после начала его прохождения

По закону потребитель может отказаться от услуги в любой момент, и в этом случае обязан возместить только расходы, понесенные владельцем онлайн-школы.

Это правило нельзя напрямую изменить в оферте, но можно поискать другие способы, которые защитят владельца онлайн-школы от незапланированных возвратов денег.

Например, разбить процесс оказания услуг на этапы и выделить стоимость каждого из них, или сконструировать оферту по модели лицензионного договора, или отдельно указать, какая часть суммы является расходами исполнителя.

Полезно также прописать порядок возврата денег, который может не быть слишком простым для потребителя.

Включить в условия оферты фиксированные штрафы за факт копирования и распространения онлайн-продукта

В данной сфере очень трудно на практике избежать незаконного копирования. Условия договора не смогут исключить эту возможность, но могут упростить, насколько это возможно, привлечение к ответственности нарушителя.

Если ничего не написать про ответственность, то применяться будет общий способ — возмещение убытков.

Для этого нужно не просто найти нарушителя и подтвердить факт копирования курса, но и доказать, что нарушитель извлек из этого выгоду, например, продал курс, чем лишил возможной прибыли владельца онлайн продукта. Нужно будет также подтверждать размер убытков.

Если же мы пропишем в договоре конкретный штраф за определенные действия приобретателя курса, нам будет достаточно доказать только то, что нарушитель совершил это действие.
Источник: © Деловой мир

Ивановский бизнесъ

Главный редактор журнала Ивановский Бизнес