Железнодорожный вокзал города Иваново открыт после масштабной реконструкции

Железнодорожный вокзал города Иваново открыт после масштабной реконструкции

Ивановский железнодорожный вокзал после масштабной реконструкции вернул свой исторический облик с его эстетикой конструктивизма, а железнодорожная инфраструктура теперь полностью отвечает требованиям безопасности и комфорта пассажиров. Сегодня, 30 июля, вокзал открыт. Обновленный железнодорожный комплекс посетили губернатор Ивановской области Станислав Воскресенский, генеральный директор – председатель правления ОАО «РЖД» Олег Белозеров, эксперты-культурологи, общественность города Иваново.

Ивановский железнодорожный вокзал построен в 1933 году в стиле конструктивизма по проекту архитектора В.М.Каверинского. Осмотрев отреставрированное здание, губернатор Ивановской области Станислав Воскресенский отметил, что команде Российских железных дорог удалось максимально воплотить задумку архитекторов-конструктивистов 30-х годов. Глава региона поблагодарил генерального директора – председателя правления ОАО «РЖД» Олега Белозёрова и компанию «Российские железные дороги» за качественную и кропотливую работу по реализации этого сложного проекта.

«Вокзал города Иваново уникальный: седьмой по размеру в России, самый большой вокзал на Северной железной дороге и самый крупный из вокзалов памятников конструктивизма. К сожалению, вокзал после 30-х годов пострадал от ряда реконструкций, и его архитектурный облик был нарушен. Но сейчас по максимуму удалось реализовать с комфортом и удобством для пассажиров и с использованием самых последних технологий с точки зрения перевозки пассажиров, ту задумку, которая была у конструктивистов в 30-х годах», – сказал Станислав Воскресенский.

 

Он напомнил, что в Иванове много памятников конструктивизма, наш город – столица авангарда, центр легкой промышленности России.

«Все это удалось отразить на нашем вокзале. Надеюсь, жителям и гостям города очень понравится восстановленный вокзал, памятник архитектуры», – добавил он.

Олег Белозеров также подчеркнул: при реконструкции вокзала максимально сохранили и восстановили первоначальные элементы и архитектурные решения.

«Нам важно, чтобы пассажиры, путешествуя по железной дороге, почувствовали, что транспортная инфраструктура меняется к лучшему. Вокзал Иваново является хорошим примером этих изменений. Нашей главной задачей при реконструкции было внедрить все самое лучшее и новое, сохранив архитектурные элементы. После проведенных работ он стал технологичным и комфортным, доступным для всех граждан, включая маломобильных. Надеюсь, что жители и гости Ивановской области, по достоинству смогут оценить нашу работу, путешествуя по железной дороге», – сказал Олег Белозёров.

Напомним, активная работа по началу реконструкции вокзального комплекса, а также по организации скоростного железнодорожного сообщения стартовала в ноябре 2017 года по итогам переговоров губернатора Ивановской области Станислава Воскресенского и генерального директора – председателя правления ОАО «РЖД» Олега Белозерова.

Уже в 2018 году началась реконструкция вокзального комплекса «Иваново». Весь комплекс выполненных работ можно разделить на пять основных блоков: обновление фасада; реконструкция основного «синего» зала и инфраструктуры по обслуживанию пассажиров; реконструкция платформ с обустройством подземного перехода; реконструкция «красного» зала; ремонт всех подсобных и вспомогательных помещений.

Отремонтирован фасад здания, кровля, укреплен фундамент, заменены окна, стены и элементы несущих конструкций, смонтирована современная система информирования и навигации с учетом использования ее людьми с ограниченной мобильностью, установлены двухсторонние скамьи для пассажиров из натурального дуба. Также заменена дренажная система и все технические и инженерные коммуникации. Здание полностью адаптировано к потребностям пассажиров с ограниченной мобильностью.

В здании обновлен интерьер. В «синем» зале, который отражает эпоху первой реконструкции вокзала в 1950-х годах, бережно сохранены насыщенный голубой цвет стен, максимально восстановлены большие витражи, а также элементы декора из гипса, пол из разноцветной метлахской плитки. Синее деревянное покрытие потолка, колонн и стен полностью заменено на аналогичное, но из негорючих материалов. Для целостности дизайна зала колонны покрыты принтами знаменитых ивановских агитационных ситцев, которые были абсолютным новаторством своего времени и являются визитной карточкой региона.

 

«Красный» зал до начала реконструкции уже содержал яркие элементы эпохи последнего масштабного ремонта 1980-х годов. Украшающие переход из «синего» зала в «красный» мозаики, панно бережно отреставрированы, подсвечены и обрамлены. Сами переходы между залами значительно увеличены, что позволило подчеркнуть масштаб и первоначальный замысел первых архитекторов вокзала. Среди ключевых элементов «красного» зала – потолок, покрытый элементами из анодированного алюминия, а также гравировка в центре – символ Олимпиады – 80. Было принято решение сохранить эти элементы и по-своему подчеркнуть. Так как пол был полностью переложен (с сохранением облика), появилась возможность подсветить гравировку и поместить ее под стекло. Зал предполагается использовать для проведения культурных и общественных мероприятий.

Отметим, к открытию в «красном» зале организована мультимедийная выставка, рассказывающая о вокзале, как о символе разных эпох в жизни Ивановского региона. Она будет работать до 4 августа, посетить ее могут все желающие.

В ходе реконструкции фасаду здания ивановского вокзала также вернули его первоначальный облик. Именно экстерьер и был отражением передовых архитектурных решений, за счет которых здание стало одним из символов ивановского конструктивизма. Входная группа изменена для максимального удобства пассажиров, в том числе маломобильных: пандус с отдельной адаптированной дверью, основные двери с ярким запоминающимся обликом, коррелирующим с большими круглыми окнами на фасаде здания. В деталях дверей реализованы лучшие практики АО «РЖД» и Московского метрополитена: тяжелые маятниковые двери с тактильными накладками удобно открывать в любую сторону, проходить с чемоданами, в том числе при быстром движении.

Кардинально изменилась железнодорожная инфраструктура: она полностью отвечает требованиям безопасности и комфорта пассажиров. Так, первая платформа стала высокой: заменено ее основание, выполнена гидроизоляция, уложено покрытие из тротуарной плитки с тактильной полосой для слабовидящих пассажиров, смонтирована новая система освещения, установлены навесы и табло. Также уложен новый железнодорожный путь длиной более 300 метров. Построена новая низкая платформа. Она тоже оборудована навесами, современной системой освещения, видеонаблюдения и навигации. На платформе установлены удобные скамейки. На территории вокзала обустроен подземный пешеходный переход, он оснащен пандусами и подъемниками. Переход соединил здание вокзала с новой платформой.

На вокзале имеется мобильный вертикальный подъемник для посадки/высадки маломобильных пассажиров с низкой платформы, выделены специальные зоны для комфортного размещения пассажиров, установлен справочный терминал с возможностью регулировки высоты размещения экрана для пассажиров, пользующихся инвалидными колясками. Кассовая зона, входные группы, санитарные комнаты адаптированы для маломобильных пассажиров.

По информации ОАО «РЖД», инвестиции в проект реконструкции вокзального комплекса составили 1,2 млрд рублей.

Фото : Дмитрий Рыжаков, Олег Мелехин, Андрей Сафонов

Ивановский бизнесъ

Главный редактор журнала Ивановский Бизнес