Три четверти россиян сталкивались с финансовым мошенничеством за последний год

Три четверти россиян сталкивались с финансовым мошенничеством за последний год

Банк «Открытие»: три четверти россиян сталкивались с финансовым мошенничеством за последний год

73% россиян столкнулись с финансовым мошенничеством за последний год. Звонки от имени банков остаются самым массовым видом мошенничества, а банки — главным источником информирования населения о кибербезопасности. Таковы результаты опроса*, проведенного банком «Открытие» в преддверии финтех-форума «Финополис-2021».

65% респондентов заявили, что они или члены их семей сталкивались со случаями финансового мошенничества за последний год, но обошлось без ущерба. Еще 8% потеряли деньги в результате такого мошенничества. Самый высокий процент пострадавших от действий финансовых мошенников за последний год — в Санкт-Петербурге и Ленинградской области (13%) и в Северо-Западном федеральном округе (12%). 27% россиян не имели личного опыта столкновения с финансовыми мошенниками за последний год. Больше всего повезло жителям Сибири (35%), тогда как на Северном Кавказе таких только 18%.

Отвечая на вопрос о способах финансового мошенничества, с которыми они сталкивались (открытый вопрос, можно было давать больше одного варианта ответа), россияне чаще всего называли звонки и смс от имени финансовых организаций — 61%, звонки и смс от имени государственных органов (полиция, Следственный комитет, судебные органы) – 22%, сайты, замаскированные под актуальную информационную повестку (выплаты пенсионерам, qr-коды для вакцинированных) — 21%, поддельные сайты и приложения, замаскированные под сервисы государственных органов — 20%, финансовые пирамиды и предложения сверхдохода по ценным бумагам — 20%.

Чаще всего россияне получают информацию о кибербезопасности от банков (83%), далее с большим отрывом идут операторы связи и госорганы (по 49%) и другие организации (40%). Главные способы получения такой информации в банках — звонок от работника банка (62%), в платежном процессе на странице ввода кода подтверждения при оплате в интернете (61%) и в банкоматах (61%).

Наиболее предпочтительными способами получения информации о кибербезопасности (открытый вопрос, можно было давать больше одного варианта ответа) россияне назвали уведомление по электронной почте (38%), смс-уведомления (29%) и в платежном процессе на странице ввода кода подтверждения при оплате в интернете (12%).

В случае столкновения с финансовым мошенничеством 43% респондентов не предпринимали никаких действий. Обращались в банк 23% — чаще всего жители Северного Кавказа (38%), а также Санкт-Петербурга и Ленинградской области (31%), реже всего жители Дальнего Востока (14%) и Сибири (17%). В полицию обращались 9% опрошенных, в суд — лишь 1%.

Отвечая на вопрос, какие действия вы предпринимаете, чтобы не стать жертвой финансового мошенничества (открытый вопрос) россияне чаще всего говорили о том, что не сообщают никому и нигде не записывают секретные данные карты, в том числе пин-код и СVV-код с обратной стороны (76%), скачивают мобильные приложения только в официальных магазинах — Google Play и App Store (30%), не хранят на телефоне фото и заметки с данными банковских карт (29%), подключили смс или push-уведомления от банка обо всех операциях по карте (28%). При этом только 9% проверяют кредитные и финансовые организации на сайте Банка России.

Большинство россиян невысоко оценивают уровень личной кибербезопасности в российской финансовой системе. 30% уверены, что в любой момент могут стать жертвой кибермошенников. Еще 21% полагают, что по мере развития технологий кибербезопасность финансовых операций снижается.  При этом 32% считают, что проблемы есть, но в целом кибербезопасность финансовых операций повышается. Уверены, что все их финансовые операции достаточно защищены, 18% респондентов.

* Опрос проведен банком «Открытие» 26 ноября – 2 декабря по репрезентативной выборке среди 1015 россиян в возрасте 18-65 лет в городах с населением более 100 тысяч человек.

Банк «Открытие» входит в перечень системообразующих кредитных организаций, утвержденный Банком России. «Открытие» развивает все основные направления бизнеса классического универсального банка: корпоративный, инвестиционный, розничный, МСБ и Private Banking. Дочерние компании банка занимают лидирующие позиции в ключевых сегментах финансового рынка: страховые компании «Росгосстрах» и «Росгосстрах Жизнь», «Открытие Брокер», Управляющая компания «Открытие», «НПФ Открытие», АО «Балтийский лизинг», ООО «Открытый лизинг», ООО «Открытие Факторинг», «РГС Банк», АО «Таможенная карта». Надежность банка подтверждена рейтингами российских агентств АКРА («АА(RU)»), Эксперт РА («ruAA») и НКР («АA+.ru»), а также международными агентствами Fitch («BB+») и Moody’s («Ba2»). Стратегия развития банка предусматривает увеличение скорости, повышение качества обслуживания клиентов, а также реализацию передовых финтех-идей.

Ивановский бизнесъ

Главный редактор журнала Ивановский Бизнес