Page 5 - Журнал «Ивановский бизнесъ» # 1-2/2020
P. 5

КОЛОНКА РЕДАКТОРА



           КРЕАТИВНЫЕ ИНДУСТРИИ КАК ДРАЙВЕР РАЗВИТИЯ


           В ЭТОМ ГОДУ НА РОССИЙСКОМ ИНВЕСТИЦИОННОМ ФОРУМЕ В СОЧИ БУДЕТ РАССМОТРЕН ВОПРОС РАЗВИТИЯ
           КРЕАТИВНЫХ ИНДУСТРИЙ. И ЭТО НЕ СЛУЧАЙНО. ВО МНОГИХ СТРАНАХ ОНИ РАСТУТ НА 15% В ГОД И ЯВЛЯЮТСЯ
           ДРАЙВЕРАМИ ЭКОНОМИКИ. ТАК, КРЕАТИВНАЯ ЭКОНОМИКА ВЕЛИКОБРИТАНИИ ПРИНОСИТ ЕЖЕГОДНО
           100 МЛРД ФУНТОВ СТЕРЛИНГОВ (5,5% ВВП). В РОССИИ В 2018 ГОДУ (ПО ДАННЫМ UNCTADSTAT) ДОЛЯ КРЕАТИВНЫХ
           ИНДУСТРИЙ СОСТАВЛЯЛА 0,5% ОТ ВВП. ПОТЕНЦИАЛ ДЛЯ РОСТА ОЧЕВИДЕН.

                                              только начинают появляться.       этот сектор начал приносить экономике
                                                Есть меры поддержки экспорта креа-  страны  свыше  100  млрд  фунтов  в  год
                                              тивных индустрий на уровне правитель-  (5,5% ВВП).
                                              ства  Москвы  (появился  Союз  креатив-  Что  касается  триггеров  на  уровне
                                              ных  кластеров,  куда  вошли  Винзавод,   региона, то это сообщества людей, ко-
                                              Artplay, Флакон и Фабрика), Петербурга.  торые  занимаются  креативным  пред-
                                                В регионах ситуация несколько иная,   принимательством на одной территории
                                              но и там есть творчески активные люди.   и постепенно вырастают в целые хабы.
                                              Чтобы развивать креативную экономику,   Это  как  киноиндустрия  в  Голливуде,  IT
                                              нужно  создать  условия  для  креативных   в  Кремниевой  долине,  технокультура  в
                                              предпринимателей. Ведь именно люди –   Германии. Другой пример – Бильбао со
                                              главный ресурс экономики знаний. Кре-  своим Музеем Гуггенхайма, который из
                                              ативные  индустрии  могут  развиваться   промышленного  города  превратился  в
                                              везде, где есть креативное сообщество.   мекку для любителей современного ис-
                                              Для этого не нужно искусственно созда-  кусства.
                                              вать арт-пространства и технопарки.   В  регионах  России  такие  триггеры
             Как подсчитали в агентстве Intermedia,   На  инвестиционном  форуме  в  Сочи   тоже есть: в Томске на территории ТГУ
           оборот  креативных  индустрий  в  Рос-  теме  развития  креативных  индустрий   есть  огромное  комьюнити  IT-специали-
           сии в 2017 году вырос на 6%, в 2018 году   будет  посвящена  отдельная  сессия.  Их   стов. В Калининграде благодаря систе-
           – на 15%, в 2019 году – на 9,4% (с 2,9 до   уже  называют  новой  нефтью.  В  про-  ме рибейтов (возврата части затрат) ста-
           3,2 трлн рублей). Центр стратегических   шлом  году  производитель  игрушек   ли  активнее  снимать  кино.  В  прошлом
           разработок спрогнозировал, что к 2024   Hasbro  купил  компанию  Entertainment   году регион выплатил кинопроизводите-
           году доля креативных индустрий в ВВП   One с правами на «Свинку Пеппу», чья   лям по рибейтам больше 50 млн рублей.
           страны может вырасти до 8,5%.      стоимость (4 млрд долларов) превысила   Индустрии уже вырисовываются, нужно
             Пока  на  государственном  уровне  в   капитализацию «Аэрофлота» и «Уралка-  их только поддержать.
           России  этот  сегмент  экономики  отсут-  лия» вместе взятых.          В  Иванове  тоже  есть  возможность
           ствует вовсе. В британской модели к кре-  В  России  есть  немало  точек  роста   сделать  ставку  на  экономический  рост
           ативной  индустрии  относят  искусство,   для  развития  креативных  индустрий:   за счет креативных индустрий – как ми-
           дизайн,  моду,  компьютерную  графику,   15  городов-миллионников,  самый  круп-  нимум, моды и IT. Важен ряд факторов
           анимацию,  разработку  компьютерных   ный  интернет-рынок  в  Европе,  самая   – от «правильной» среды для бизнесов в
           игр, IT, архитектуру и урбанистику, кино,   большая  аудитория  музыкальных  стри-  креативных индустриях, до комфортной
           ТВ, новые медиа, музыку и саунд-дизайн,   минговых  сервисов  и  киберспортивных   среды  для  жизни,  чтобы  молодые  про-
           маркетинг и коммуникации, издательское   матчей.  Это  огромный  ресурс  как  для   фессионалы приезжали в регионы.
           дело и журналистику, а также образова-  производства  контента,  так  и  для  его   Самое  главное:  создать  экосисте-
           ние в креативных индустриях.       потребления, а контент – это то, во что   му – от идеи бизнеса до ее реализации
             По  мнению  директора  Universal   сейчас активно инвестируют.     – которая позволила бы региону предо-
           University  (первого  в  России  универси-  Если говорить о триггерах на уровне   ставлять  услуги  в  области  креативных
           тета  креативных  индустрий)  Екатерины   государства,  то  яркий  пример  –  Вели-  индустрий как в России, так и за рубе-
           Черкес-заде,  качественный  рост  инду-  кобритания. В конце 1990-х британский   жом. Ведь задача креативных индустрий
           стрии  зависит  от  человеческого  капи-  департамент  культуры,  медиа  и  спорта   – выходить на глобальный рынок.
           тала и спроса на креативные продукты   поместил  понятие  «креативные  инду-
           и услуги в обществе. В России стимулы   стрии»  в  центр  своей  стратегической             С уважением,
           для  креативного  предпринимательства   программы. Через 20 лет, как мы знаем,   главный редактор Сергей Драныгин


                                                                                                               3
                                                                                            Ивановский Бизнесъ журнал
                                                                                              № 1-2 ЯНВАРЬ-ФЕВРАЛЬ 2020 г.
   1   2   3   4   5   6   7   8   9   10