Page 5 - Журнал «Ивановский бизнесъ» # 1-2/2020
P. 5
КОЛОНКА РЕДАКТОРА
КРЕАТИВНЫЕ ИНДУСТРИИ КАК ДРАЙВЕР РАЗВИТИЯ
В ЭТОМ ГОДУ НА РОССИЙСКОМ ИНВЕСТИЦИОННОМ ФОРУМЕ В СОЧИ БУДЕТ РАССМОТРЕН ВОПРОС РАЗВИТИЯ
КРЕАТИВНЫХ ИНДУСТРИЙ. И ЭТО НЕ СЛУЧАЙНО. ВО МНОГИХ СТРАНАХ ОНИ РАСТУТ НА 15% В ГОД И ЯВЛЯЮТСЯ
ДРАЙВЕРАМИ ЭКОНОМИКИ. ТАК, КРЕАТИВНАЯ ЭКОНОМИКА ВЕЛИКОБРИТАНИИ ПРИНОСИТ ЕЖЕГОДНО
100 МЛРД ФУНТОВ СТЕРЛИНГОВ (5,5% ВВП). В РОССИИ В 2018 ГОДУ (ПО ДАННЫМ UNCTADSTAT) ДОЛЯ КРЕАТИВНЫХ
ИНДУСТРИЙ СОСТАВЛЯЛА 0,5% ОТ ВВП. ПОТЕНЦИАЛ ДЛЯ РОСТА ОЧЕВИДЕН.
только начинают появляться. этот сектор начал приносить экономике
Есть меры поддержки экспорта креа- страны свыше 100 млрд фунтов в год
тивных индустрий на уровне правитель- (5,5% ВВП).
ства Москвы (появился Союз креатив- Что касается триггеров на уровне
ных кластеров, куда вошли Винзавод, региона, то это сообщества людей, ко-
Artplay, Флакон и Фабрика), Петербурга. торые занимаются креативным пред-
В регионах ситуация несколько иная, принимательством на одной территории
но и там есть творчески активные люди. и постепенно вырастают в целые хабы.
Чтобы развивать креативную экономику, Это как киноиндустрия в Голливуде, IT
нужно создать условия для креативных в Кремниевой долине, технокультура в
предпринимателей. Ведь именно люди – Германии. Другой пример – Бильбао со
главный ресурс экономики знаний. Кре- своим Музеем Гуггенхайма, который из
ативные индустрии могут развиваться промышленного города превратился в
везде, где есть креативное сообщество. мекку для любителей современного ис-
Для этого не нужно искусственно созда- кусства.
вать арт-пространства и технопарки. В регионах России такие триггеры
Как подсчитали в агентстве Intermedia, На инвестиционном форуме в Сочи тоже есть: в Томске на территории ТГУ
оборот креативных индустрий в Рос- теме развития креативных индустрий есть огромное комьюнити IT-специали-
сии в 2017 году вырос на 6%, в 2018 году будет посвящена отдельная сессия. Их стов. В Калининграде благодаря систе-
– на 15%, в 2019 году – на 9,4% (с 2,9 до уже называют новой нефтью. В про- ме рибейтов (возврата части затрат) ста-
3,2 трлн рублей). Центр стратегических шлом году производитель игрушек ли активнее снимать кино. В прошлом
разработок спрогнозировал, что к 2024 Hasbro купил компанию Entertainment году регион выплатил кинопроизводите-
году доля креативных индустрий в ВВП One с правами на «Свинку Пеппу», чья лям по рибейтам больше 50 млн рублей.
страны может вырасти до 8,5%. стоимость (4 млрд долларов) превысила Индустрии уже вырисовываются, нужно
Пока на государственном уровне в капитализацию «Аэрофлота» и «Уралка- их только поддержать.
России этот сегмент экономики отсут- лия» вместе взятых. В Иванове тоже есть возможность
ствует вовсе. В британской модели к кре- В России есть немало точек роста сделать ставку на экономический рост
ативной индустрии относят искусство, для развития креативных индустрий: за счет креативных индустрий – как ми-
дизайн, моду, компьютерную графику, 15 городов-миллионников, самый круп- нимум, моды и IT. Важен ряд факторов
анимацию, разработку компьютерных ный интернет-рынок в Европе, самая – от «правильной» среды для бизнесов в
игр, IT, архитектуру и урбанистику, кино, большая аудитория музыкальных стри- креативных индустриях, до комфортной
ТВ, новые медиа, музыку и саунд-дизайн, минговых сервисов и киберспортивных среды для жизни, чтобы молодые про-
маркетинг и коммуникации, издательское матчей. Это огромный ресурс как для фессионалы приезжали в регионы.
дело и журналистику, а также образова- производства контента, так и для его Самое главное: создать экосисте-
ние в креативных индустриях. потребления, а контент – это то, во что му – от идеи бизнеса до ее реализации
По мнению директора Universal сейчас активно инвестируют. – которая позволила бы региону предо-
University (первого в России универси- Если говорить о триггерах на уровне ставлять услуги в области креативных
тета креативных индустрий) Екатерины государства, то яркий пример – Вели- индустрий как в России, так и за рубе-
Черкес-заде, качественный рост инду- кобритания. В конце 1990-х британский жом. Ведь задача креативных индустрий
стрии зависит от человеческого капи- департамент культуры, медиа и спорта – выходить на глобальный рынок.
тала и спроса на креативные продукты поместил понятие «креативные инду-
и услуги в обществе. В России стимулы стрии» в центр своей стратегической С уважением,
для креативного предпринимательства программы. Через 20 лет, как мы знаем, главный редактор Сергей Драныгин
3
Ивановский Бизнесъ журнал
№ 1-2 ЯНВАРЬ-ФЕВРАЛЬ 2020 г.