Креативные индустрии как драйвер развития
Креативные индустрии как драйвер развития
В этом году на Российском инвестиционном форуме в Сочи будет рассмотрен вопрос развития креативных индустрий. И это не случайно. Во многих странах они растут на 15% в год и являются драйверами экономики. Так, креативная экономика Великобритании приносит ежегодно 100 млрд фунтов стерлингов (5,5% ВВП). В России в 2018 году (по данным UNCTADSTAT) доля креативных индустрий составляла 0,5% от ВВП. Потенциал для роста очевиден.
Как подсчитали в агентстве Intermedia, оборот креативных индустрий в России в 2017 году вырос на 6%, в 2018 году – на 15%, в 2019 году – на 9,4% (с 2,9 до 3,2 трлн рублей). Центр стратегических разработок спрогнозировал, что к 2024 году доля креативных индустрий в ВВП страны может вырасти до 8,5%.
Пока на государственном уровне в России этот сегмент экономики отсутствует вовсе. В британской модели к креативной индустрии относят искусство, дизайн, моду, компьютерную графику, анимацию, разработку компьютерных игр, IT, архитектуру и урбанистику, кино, ТВ, новые медиа, музыку и саунд-дизайн, маркетинг и коммуникации, издательское дело и журналистику, а также образование в креативных индустриях.
По мнению директора Universal University (первого в России университета креативных индустрий) Екатерины Черкес-заде, качественный рост индустрии зависит от человеческого капитала и спроса на креативные продукты и услуги в обществе. В России стимулы для креативного предпринимательства только начинают появляться.
Есть меры поддержки экспорта креативных индустрий на уровне правительства Москвы (появился Союз креативных кластеров, куда вошли Винзавод, Artplay, Флакон и Фабрика), Петербурга.
В регионах ситуация несколько иная, но и там есть творчески активные люди. Чтобы развивать креативную экономику, нужно создать условия для креативных предпринимателей. Ведь именно люди – главный ресурс экономики знаний. Креативные индустрии могут развиваться везде, где есть креативное сообщество. Для этого не нужно искусственно создавать арт-пространства и технопарки.
На инвестиционном форуме в Сочи теме развития креативных индустрий будет посвящена отдельная сессия. Их уже называют новой нефтью. В прошлом году производитель игрушек Hasbro купил компанию Entertainment One с правами на «Свинку Пеппу», чья стоимость (4 млрд долларов) превысила капитализацию «Аэрофлота» и «Уралкалия» вместе взятых.
В России есть немало точек роста для развития креативных индустрий: 15 городов-миллионников, самый крупный интернет-рынок в Европе, самая большая аудитория музыкальных стриминговых сервисов и киберспортивных матчей. Это огромный ресурс как для производства контента, так и для его потребления, а контент – это то, во что сейчас активно инвестируют.
Если говорить о триггерах на уровне государства, то яркий пример — Великобритания. В конце 1990-х британский департамент культуры, медиа и спорта поместил понятие «креативные индустрии» в центр своей стратегической программы. Через 20 лет, как мы знаем, этот сектор начал приносить экономике страны свыше 100 млрд фунтов в год (5,5% ВВП).
Что касается триггеров на уровне региона, то это сообщества людей, которые занимаются креативным предпринимательством на одной территории и постепенно вырастают в целые хабы. Это как киноиндустрия в Голливуде, IT в Кремниевой долине, технокультура в Германии. Или Бильбао со своим Музеем Гуггенхайма, который из промышленного города превратился в мекку для любителей современного искусства.
В регионах России такие триггеры тоже есть: в Томске на территории ТГУ есть огромное комьюнити IT-специалистов. В Калининграде благодаря системе рибейтов (возврата части затрат) стали активнее снимать кино. В прошлом году регион выплатил кинопроизводителям по рибейтам больше 50 млн рублей. Индустрии уже вырисовываются, нужно их только поддержать.
В Иванове тоже есть возможность сделать ставку на экономический рост за счет креативных индустрий – как минимум, моды и IT. Важен ряд факторов – от «правильной» среды для бизнесов в креативных индустриях, до комфортной среды для жизни, чтобы молодые профессионалы приезжали в регионы.
Самое главное: создать экосистему – от идеи бизнеса до ее реализации – которая позволила бы региону предоставлять услуги в области креативных индустрий как в России, так и за рубежом. Ведь задача креативных индустрий — выходить на глобальный рынок.