Наталья Петрова: «Средняя школа будет, отступать нам некуда»  

Наталья Петрова: «Средняя школа будет, отступать нам некуда»   

Вот уже два года в Иванове работает «Новая школа» – частное учебное заведение с элементами финской системы образования. Создание школы было закономерным шагом по развитию бизнеса владелицы сети развивающих центров и детских садов «СЁМА» Натальи Петровой: от раннего развития к детским садам и начальному образованию. Возникает логичный вопрос: что дальше? Его мы и задали предпринимательнице. А заодно узнали, как образовательный бизнес пережил непростой 2020-й год.

 – Наталья, с какими результатами вы пришли ко второму дню рождения школы?

– Главный результат – это то, что школа востребована. У меня уже сейчас собраны заявки на следующий год на 5,5 первых классов. А открыть мы сможем только три… Уже на второй год мы вышли на 100% загрузку, хотя планировали, что это произойдет к третьему году работы. То есть школа нужна и важна. Мы все сделали вовремя.

– Изначально вы позиционировали новый проект как школу с элементами финской системы образования. Что получилось внедрить, а что не прижилось?

– Когда начинаешь что-то новое, кажется, что ты лучше всех знаешь, как нужно сделать. Я хотела, чтобы это была школа, повернутая лицом к детям и родителям, а не к ФГОСам и СанПиНам. Но по факту выяснилось, что многие нормы придуманы не зря. Например, мы никак не могли понять, зачем, имея в школе собственную систему отопления, мы должны ориентироваться на температурные нормы, по которым в классах должно быть 22 градуса тепла. Ведь нам нетрудно натопить здание и сильнее. А оказалось, что это оптимальная температура, при которой дети реже болеют. Видимо, от жары в классах у детей пересыхают слизистые и ослабевает защита организма. Так что огульно отказываться от норм и правил нельзя.

Похожая ситуация и с программами. Например, мы много лет занимались подготовкой детей к школе, потому что многим вещам в саду не учат, а в школе их спрашивают. Так вот, у нас оставался невостребованным обучающий модуль по окружающему миру. В результате есть умные дети, которые умеют читать, писать, отлично решают задачи, но не знают, чем отличается город от деревни или зачем нужны домашние животные. Родителям ведь кажется, что эти знания появляются как-то сами собой…

Сейчас у нас под угрозой такой элемент финской системы, как отсутствие оценок. Оказывается, они всем нужны. И, кстати, не педагогам (они могут и перестроиться), а родителям, и детям. Чтобы понимать, что происходит, хорошо ли учится ребенок. Даже моя дочь, которая сейчас во втором классе, подходит и спрашивает у меня: «Мама, а я хорошо учусь?» Дети сравнивают себя со сверстниками, которые ходят в обычные школы, которых ругают за двойки и гладят по головке за пятерки. Им хочется понимать, где они в этой системе координат. Так что, возможно, оценки придется вернуть.

А в остальном все складывается так, как мы и хотели. Из финской системы позаимствованы большие перемены, дополнительные занятия, психологический комфорт и принятие каждого ребенка. Главный девиз финской школы: «Мы готовим детей к жизни, а не к экзаменам».

Мы снимаем с родителей многие заботы: сами покупаем учебники, канцтовары, спортивную форму и так далее.

– Как пережили работу на «удаленке», легко ли было перестроиться?

– Мы перешли на удалеку в течение трех дней. Первоначально, конечно, было трудно, потому что ни у кого в этой сфере не было никакого опыта. Теперь я считаю, что это большое благо: за короткое время мы продвинулись в использовании технологий так, как не продвинулись бы и за несколько лет, если бы не ковид и не острая необходимость искать выход.

Это и для педагогов был тест на профпригодность в новых условиях. В первый момент часть коллектива сосредоточилась не на том, чтобы решить задачу, а на том, чтобы объяснить мне, почему это невозможно. Уровень сопротивления был очень высок. Но на самом деле выхода у нас не было, я это четко понимала. И мы перешли к делу. У нас было немало открытий. Например, выяснилось, что для онлайн-занятий годится не всякий фон, что надо убирать животных из комнаты и даже – что не все принты на одежде подходят для камеры. От костюмов в черно-белую полоску, скажем, рябит в глазах так, что невозможно заниматься. Нельзя вести занятия с библиотекой за спиной – дети почти не слушают учителя –  рассматривают, что стоит на полках. Оказалось, педагогу обязательно нужно приготовить для урока очки: если ему нужно что-то рассмотреть, а очки забыты, на детей с экрана наезжает пугающе крупное лицо учителя, который пытается рассмотреть, что показывает ребенок. И таких мелочей множество. Постепенно мы привыкали, вырабатывали правила. В том числе и для детей, потому что они освоились с новой реальностью в разы быстрее учителей, и успевали написать на интерактивной доске неприличные слова прежде, чем учитель разбирался, как ее отключить…

В общем, нюансов было много. Но мы разобрались и с третьей недели апреля начали заниматься не только с нашими учениками, но и с другими школьниками, родителям которых надоело выполнять функции педагогов. Прежде всего, из школ со сходными программами. Занятия проходили в Zoom. Сначала нужно было сделать зарядку, которую мы либо проводили в онлайн, либо высылали в записи. Потом шли три урока по 30 минут, большой перерыв, а после 14 часов начинались творческие занятия, окружающий мир, кулинарные мастер-классы.

В удаленном режиме мы провели день рождения школы, вечер Памяти 9 мая.

Сейчас я понимаю, кто из наших педагогов может работать онлайн, а кто нет. Мы используем и смешанную форму: учитель ведет уроки в классе, а те, кто болеет или находится на карантине, слушают его из дома. Мне кажется, это оптимально.

– Сохранятся ли какие-то еще элементы онлайн-образования в дальнейшем?

– Конечно. Мы все оценили возможность купить обучающие курсы по иностранному языку, изобразительному искусству и т.д. Я сама себе постоянно покупаю обучение… Многие преподаватели организуют занятия в режиме онлайн. Такие варианты, во-первых, повышают доступность образования, а во-вторых, дают возможность заниматься с педагогом высокого уровня. Нужен тебе носитель языка – пожалуйста! Можно не ограничивать себя теми, кто живет в твоем городе. Эти варианты будут использоваться в работе все шире.

– А как вообще сработала ваша компания в пандемию? Ведь сеть детских центров и детских садов «СЕМА» в Иванове состоит из семи филиалов…

– Неплохо. Школу, как я уже сказала, мы оперативно перевели на дистанционный режим. А в целом нас спасло то, что детские сады в пандемию не приостанавливали деятельность. Конечно, приходилось принимать определенные меры безопасности, но это вполне понятно. Пострадал сегмент дополнительного образования. У нас, например,

«просели» курсы, которые сложно было перевести в онлайн: столярная мастерская, робототехника. Но вместо последней мы быстро ввели курс по программированию , дети были счастливы.

Мы не проводили детский лагерь. Обсуждали формат «онлайн-лагеря». Это такая тема, когда ребенок находится дома, и его развлекают: проводят обучающие занятия, мастер-классы. Мы попробовали и отказались от этой идеи. Я же сама и поняла, что не хочу, чтобы мой ребенок проводил за компьютером полный день.

В общем, были убытки, но мы не только не закрылись, но и нарастили клиентскую базу, так что грех жаловаться.

А вообще эта сфера, по моим наблюдениям, мало страдает в кризис. У нас в каждый кризис, которых мы прошли уже немало, забирают одного-двух детей. Это некритично, тем более что у нас во всех филиалах есть очередь и лист ожидания. Да и на фоне того, что творится в других видах бизнеса (и творилось в этом году) – это цветочки.

 

– А из-за чего забирают детей?

– Меняется место жительства или платежеспособность конкретной семьи. Это не всегда даже напрямую связано с кризисом.

Но, повторюсь, это единичные случаи. Как правило, люди, которые выбирают нас, знают, почему они это делают. Далеко не для всех наших клиентов наша плата доступна. Но они изыскивают возможность обеспечить семье спокойствие.

Дети, которых мы готовим, без проблем адаптируются к обычной школе. Это после частного сада трудно переходить в обычную школу, привыкать к новым условиям. Я ни в одной школе в Иванове, включая частные, не видела чистых туалетов, горячей воды, мыла, туалетной бумаги.

– Сколько детей у вас сядут за парты с нового учебного года?

– Будет три первых класса, два нулевых, два вторых, два третьих. Это наш «потолок», нам пора расширяться.

– Ищете еще здание?

– Да. История непростая. Здание должно отвечать многим требованиям, чтобы в нем даже чисто теоретически можно было разместить школу.  Но не все арендные ставки мы можем себе позволить, иначе цена на школу превысит разумные рамки.

В городе есть несколько зданий, которые в принципе можно использовать для школы. Но нужно будет решать вопрос по их передаче из федеральной собственности. В общем, простого решения тут нет. Если мы не найдем здание, которое нам могут дать в пользование, придется брать помещение на условиях коммерческой аренды, просто поищем относительно доступные ставки. В любом случае нам еще предстоит ремонт.

Но отступать нам некуда: через пару лет дети, которые у нас учатся, будут переходить в среднюю школу… Мы должны дать им такую возможность.

– «Новая школа» очень успешна, в 2019 году она даже была признана «Лучшим социальным проектом года» на региональном конкурсе. Да и спрос говорит сам за себя. Но при этом вы, насколько я знаю, никогда не хотели развивать франшизу. Почему?

– Школа – это не тот бизнес, который будет работать сам по себе. И я не готова брать на себя ответственность за результат чужой работы. Поэтому, когда мне звонит предприниматель из другого города и говорит: «Тут вот у меня жена скучает дома, у нас трое детей, нужно что-нибудь придумать», я не считаю, что частная школа для нее – хороший выход. И тащить ее не готова. И денег не надо!

Но вот что я с радостью делаю, так это делюсь своим опытом. Всегда любила поговорить о том, что знаю, а тут за это еще и деньги платят.

На данный момент я веду занятия уже для второго потока коллег из разных регионов, которые задумались об открытии своей школы. Кто-то приходит к концу курса к готовому решению, кто-то отказывается от этой идеи. И я считаю, что это тоже результат, потому что человек не совершил ошибки, не потратил время, деньги и нервы.

Кроме того, к нам приезжают из самых разных городов, чтобы посмотреть на наш опыт. Есть интерес и в странах СНГ. Но у них совершенно другое законодательство, поэтому не факт, что я могу помочь.

– Какие открытия сделали в этом году лично для себя?

– Пожалуй, у меня пропали розовые очки, точнее, их остатки. Я поняла, что не стоит тратить свои силы на бесперспективные направления, людей, с которыми мне не по пути. Если раньше я могла поддерживать какое-то направление работы, хотя оно длительное время не дает отдачи, то сейчас для этого неподходящее время.

И если человек не готов работать по нашим правилам, я расстаюсь без жалости. Может быть, это и хороший человек, но не мой. Сейчас я отлично понимаю тех, кто делает большое количество входных тестов, и тех, кто отбирает людей без нужных навыков, но с принципиально важными личными качествами. Специалиста всегда можно научить, навыки можно прокачать. А вот хорошим человека не сделать никакими тренингами и курсами.

Сейчас у нас есть возможность выбирать специалистов, благо зарплату мы платим в два раза больше, чем в государственных детских садах.

Ну и, конечно, как и многие в этой карантинной истории, я еще раз убедилась, как много значат для меня семья, близкие и друзья.

Наталья Петрова: Собственник сети детских центров и детских садов «СЕМА» в Иванове из 7 филиалов с оборотом более 50 млн руб. в год и штатом из 85 сотрудников.

Создатель первой в области частной школы с элементами финской системы образования.

Председатель Ассоциации частных детских садов Ивановской области.

Дважды – победитель конкурса «Детский сад года» и всероссийского конкурса «Социальный предприниматель». В 2019 – победитель всероссийского конкурса «Образцовый детский сад».

В 2019 году – победитель регионального этапа конкурса «Лучший социальный проект года» с «Новой школой».

Ивановский бизнесъ

Главный редактор журнала Ивановский Бизнес