Page 7 - Журнал «Ивановский бизнесъ» #1-2/2021
P. 7
ГЕРОЙ НОМЕРА
к ФГОСам и СанПиНам. Но по факту выяснилось, что многие
нормы придуманы не зря. Например, мы никак не могли по-
нять, зачем, имея в школе собственную систему отопления,
мы должны ориентироваться на температурные нормы, по
которым в классах должно быть 22 градуса тепла. Ведь нам
нетрудно натопить здание и сильнее. А оказалось, что это
оптимальная температура, при которой дети реже болеют.
Видимо, от жары в классах у детей пересыхают слизистые и
ослабевает защита организма. Так что огульно отказываться
от норм и правил нельзя.
Похожая ситуация и с программами. Например, мы много
лет занимались подготовкой детей к школе, потому что не-
которым вещам в саду не учат, а в школе их спрашивают.
Так вот, у нас оставался невостребованным обучающий мо-
дуль по окружающему миру. В результате есть умные дети,
которые умеют читать, писать, отлично решают задачи, но не Детский писатель Валентин Постников в гостях у Семы и Новой школы
знают, чем отличается город от деревни или зачем нужны до-
машние животные. Родителям ведь кажется, что эти знания терки. Им хочется понимать, где они в этой системе координат.
появляются как-то сами собой… Так что, возможно, оценки придется вернуть.
Сейчас у нас под угрозой такой элемент финской системы, А в остальном все складывается так, как мы и хотели. Из
как отсутствие оценок. Оказывается, они всем нужны. И, кста- финской системы позаимствованы большие перемены, до-
ти, не педагогам (они могут и перестроиться), а родителям, и полнительные занятия, психологический комфорт и принятие
детям. Чтобы понимать, что происходит, хорошо ли учится ре- каждого ребенка. Главный девиз финской школы: «Мы гото-
бенок. Даже моя дочь, которая сейчас во втором классе, под- вим детей к жизни, а не к экзаменам».
ходит и спрашивает у меня: «Мама, а я хорошо учусь?» Дети Мы снимаем с родителей многие заботы: сами покупаем
сравнивают себя со сверстниками, которые ходят в обычные учебники, канцтовары, спортивную форму и так далее.
школы, которых ругают за двойки и гладят по головке за пя- – Как пережили работу на «удаленке», легко ли было перестро-
иться?
– Мы перешли на удалеку в течение трех дней. Первона-
чально, конечно, было трудно, потому что ни у кого в этой
сфере не было никакого опыта. Теперь я считаю, что это
большое благо: за короткое время мы продвинулись в ис-
пользовании технологий так, как не продвинулись бы и за
несколько лет, если бы не ковид и не острая необходимость
искать выход.
Это и для педагогов был тест на профпригодность в новых
условиях. В первый момент часть коллектива сосредоточи-
лась не на том, чтобы решить задачу, а на том, чтобы объ-
яснить мне, почему это невозможно. Уровень сопротивления
был очень высок. Но на самом деле выхода у нас не было, я
это четко понимала. И мы перешли к делу. У нас было немало
открытий. Например, выяснилось, что для онлайн-занятий го-
дится не всякий фон, что надо убирать животных из комнаты
и даже – что не все принты на одежде подходят для камеры.
От костюмов в черно-белую полоску, скажем, рябит в гла-
зах так, что невозможно заниматься. Нельзя вести занятия
с библиотекой за спиной – дети почти не слушают учителя
– рассматривают, что стоит на полках. Оказалось, педаго-
гу обязательно нужно приготовить для урока очки: если ему
необходимо что-то рассмотреть, а очки забыты, на детей с
экрана наезжает пугающе крупное лицо учителя, который
Дмитрий Хаустов, ведущий программы «Спокойной ночи, малыши» в Новой школе пытается понять, что показывает ребенок. И таких мелочей
5
Ивановский Бизнесъ журнал
№ 1-2 ЯНВАРЬ-ФЕВРАЛЬ 2021 г.